Вектор-06Ц  

F.A.Q.

информация из разных
источников

     Вопросы, на которые есть ответы:
Q1: "Что это за процессор КР580ВМ1?"
Q2: "Верно ли, что ПК "Криста-2" совместим с ПК "Вектор-06Ц?"
Q3: "В чем отличия ПК "Вектор-Старт 1200" и ПК "Вектор-06Ц?"
Q4: "Как производилась рекомпиляция программ с MSX?"
Q5: "Как производилась рекомпиляция программ с ZX-Spectrum?"
Q6: "Правда ли, что для "Вектора" были написаны вирусы?"
Q7: "Как, используя РС, прочитать магнитофонные кассеты с программами для "Вектора?"
Q8: "Как записать программу для "Вектора" на магнитофонную кассету, используя РС?"
Q9: "Чем можно считать образ дискеты под эмулятор?"
Q10: "По каким адресам располагается бейсик-программа в памяти?"
Q11: "Как получить картинку в формате SPR?"
Q12: "Почему в ПК "Вектор-06Ц" запись палитры в 155РУ2 командой OUT 0CH иногда происходит не с первого раза? Как это можно исправить аппаратно? Каким образом это было исправлено в "Вектор-Турбо+?"
Q13: "Каков принцип использования режимов 512*256 и 256*256 одновременно?"
Q14: "Как запускать программы с образа диска, если он не системный и эмулятор с него не грузится?"
Q15: "Как запускать дисковые программы в эмуляторе?"

     Вопросы, которые ждут своих ответов от Вас:
Q1: "Каков формат записи на магнитную ленту в Бейсике 2.5?"
Q2: "Известно, что в некоторых школах устанавливался так называемый КУВТ, в который входила одна EC-ка и учебный класс из нескольких Векторов. Каким образом были организованы аппаратная и программная составляющие этой сети?"
Q3: "Какова история и причины появления ПК "Криста-2?"
Q4: "Как производилась рекомпиляция программ с ПК "Специалист?"
Q5: "Какие графические форматы существуют на Векторе? Какие спецификации этих форматов?"
Q6: "Как к Вектору подключить обычный PC-монитор?"


Q1: "Что это за процессор - КР580ВМ1?"
A1: "КР580ВМ1 - еще один пpоцессоp без аналогов. Питание - 5 вольт, система команд чуть шиpе, чем у КР580ВМ80А, pегистpов на 2 больше, паспоpтная частота до 5 МГц, паспоpтная адpесация - 128 Кб. Его в свое вpемя выпускал киевский завод "Квазаp", но с pазвалом Союза они захиpели и сдохли. Знаю только, что в связи с отсутствием спpоса на новый пpоцессоp на Укpаине, последнюю паpтию готовых чипов они пpосто пустили под пpесс. Еще были слухи о выпуске ВМ1 в Омске. В "Вектоp" ВМ1 вставляется элементаpно, pаботает очень надежно, совместимость с ВМ80 после этого- абсолютная. Из адаптиpованного ПО есть веpсия ДОС Т-34 для этого пpоцессоpа. Ускоpение основных функций заметно даже на глаз." /Сергей Терентьев/

Q2: "Верно ли, что ПК "Криста-2" совместим с ПК "Вектор-06Ц?"
A2.1: "Криста-2" это клон "Вектора", правда там есть некоторые аппаратные отличия. Например палитра цветов там фиксированная и не поддается перепрограммированию. В комплекте с "Кристой" идут несколько игровых программ, "Йети", "Тетрис", "Лабиринт", "Конфети" и они совсем по другому выглядят на "Векторе" (в смысле цвета). Плюс к этому "Криста" имеет третий видео режим 1024 на 256 точек при 1-ом цвете (правда я не разу не видел этот режим в действии), а в остальном это тот же "Вектор", правда клавиатура там менее удобная." /Юрий Сергиенко/
A2.2 "Информация из интервью с Дмитрием Платоновым (автор Mine Sweepera) в Вектор-USER 17 - 3 серьезных отличия "Вектора" и "Кристы-2": 1) Fтакт=2.5 МГц, 2) зашитая в ПЗУ палитра, 3) в режиме высокого разрешения точки сдвигаются в другую сторону. Ну еще всякие мелочи (по материалам омского Гепарда) - имелся свой формат записи на МЛ (вместо ROM, как я понял, без дублирования), другой корпус, другая клавиатура, другой блок питания. Насчет аппаратно реализованного 1024*256 (пусть и в монохроме) - НЕ ВЕРЮ!!!" /Иван Городецкий/

Q3: "В чем отличия ПК "Вектор-Старт 1200" и ПК "Вектор-06Ц?"
A3: "Известные особенности "Вектор-Старт 1200" - 8 кб ПЗУ с зашитым там подобием BIOSа и вроде даже монитором-отладчиком, палитра прошита в ПЗУ (32 разных палитры)" /Иван Городецкий/

Q4: "Как производилась рекомпиляция программ с MSX?"
A4: "Много игр, адаптированных с MSX на ПО "СЧЕТМАШ" так не увидели свет. Знаю точно, что была полуработающая версия Kung-fu, которую не выпустили, как я понимаю, из-за тормознутости. На самом деле, я общался с Темиразовым и он мне поведал как передирались игрушки - код дизассемблировался обычным Z-80 дизассемблером, затем команды Zilog-а которых не было на 8080 подменялись макросами либо подпрограммами, ну и соответственно перехватывалось обращение к MSX железу и аналогично обрабатывалось. После всех этих прцедур игры жутко тормозили и их приходилось оптимизировать. Учитывая богатые возможности MSX в плане графики (наличие аппаратной поддержки sprait-ов, более простая и шустрая видеопамять, да и процессор помощнее и выше тактовая частота) сделать это было не очень просто, поэтому свет увидели наболее простые из них. По моему мнению, больше надо было драть с ZX - железка попроще." /Стас Бергич/ 

Q5: "Как производилась рекомпиляция программ с ZX-Spectrum?"
A5: "Для перекомпиляции инструкций Z80 в КР580 Юрием Макринским и Владом Федоровым был создан пакет TRANSLATOR, информация о котором есть в Вектор-USERах ?20,?21. С помощью пакета они перенесли со Spectruma "Chess Master", "West Bank", "Jumping Jack", а позже может и еще какие-нибудь." /Иван Городецкий/

Q6: "Правда ли, что для "Вектора" были написаны вирусы?"
A6: "Было в свое время два вируса. Утверждать не буду, но говорили, что их родина г.Киров." /Дмитрий Карпов/

Q7: "Как, используя РС, прочитать магнитофонные кассеты с программами для "Вектора?"
A7: "В разделе этого сайта "РС утилиты - Чтение с магнитной ленты" лежат программы "rrkwin32", "rkv2v06c" и на сайте Юрия Вощикова утилита "wav2rom". Утилита "rrkwin32" позволяет через LineIn-вход Sound Blaster-а получить с магнитной ленты бинарный файл-образ программы (в том виде, в каком она была записана - с преамбулой, заголовком, именем файла, контрольными суммами и т.п.), а с помощью конвертора "rkv2v06c" можно извлечь из полученного образа сам бинарный код программы. Также можно записать файл с магнитофонной кассеты в формат WAV при помощи любой программы для звукозаписи (например "Sound Forge"), а затем с помощью утилиты "wav2rom" преобразовать WAV-файл в формат ROM." /Александр Тимошенко/

Q8: "Как записать программу для "Вектора" на магнитофонную кассету, используя РС?"
A8: "С помощью плугина к FARу создаешь образ FDD, копируешь на него нужные файлы + файлы типа saverom.com, savebas.com, savemon.com и т.п. Запускаешь эмулятор VE27a с этим образом и сохраняешь утилитками saverom, savebas, savemon все что угодно. Магнитофон подключается к Sound Blaster-у. Кстати, лучше использовать дискету, а не образ диска..." /Евгений Луговой/

Q9: "Чем можно считать образ дискеты под эмулятор?"
A9: "Считать образ диска можно с помощью программы MST - лучше ещё не придумали." /Артем Навалон/

Q10: "По каким адресам располагается бейсик-программа в памяти?"
A10: "В ИВ Вектор-USER N 10 Е.Филиппов писал про BASIC 2.5: 0026h dw - адрес начала программы (по умолчанию = 4301h); 4043h dw - то же самое; сразу после программы область данных: 4045h dw - адрес начала простых переменных; 4047h dw - адрес начала массивов; 4049h dw - конец области данных." /Иван Городецкий/

Q11: "Как получить картинку в формате SPR?"
A11: "На сайте Романа Пантелеева в разделе "Утилиты" лежат две программы: SAV2SCR.EXE - извлекает из файла сохранения эмулятора VE графическое содержимое экранных плоскостей и записывает в файл формата SCR; SCRFIXER.EXE - преобразует файл формата SCR в SPR. Таким образом при помощи этих программ можно делать скриншоты любых программ Вектора. Для того чтобы преобразовать картинку формата BMP в SPR я нашел свой (совершенно неправильный, расскажите правильный, если знаете) способ: открыть BMP-файл при помощи вьювера BMP в версии эмулятора VE2.8, затем сохранить состояние клавишей F6, а затем сделать обработать его утилитами SAV2SCR.EXE и SCRFIXER.EXE." /Александр Тимошенко/

Q12: "Почему в ПК "Вектор-06Ц" запись палитры в 155РУ2 командой OUT 0CH иногда происходит не с первого раза? Как это можно исправить аппаратно? Каким образом это было исправлено в "Вектор-Турбо+?"
A12.1: "По поводу необходимости многократно заносить код цвета в порт 0Сh (кстати зачем использовать 0Dh-0Fh? - Чем плох 0Ch?). Насколько Мне известно, это необходимо из-за каких-то аппаратных особенностей "Вектор"-а,причем,вполне вероятно, что для "Вектор"-ов одного производителя может требоваться меньшее количество занесений,нежели для другого - такая вот информация ходила одно время - на данный момент подробности и правильность инфы, касательно разных компов, неизвестна." /S.E.S/
A12.2 "Это подправлено аппаратно в "Вектор-06ц.02". Программно - никак. Когда идет вертикальный ОХЛ (а палитру обычно именно в этот момент и програмят) у РУ'шки хитро выставляется режим - и поэтому в некоторые моменты она не записывает данные. Выхода три:
1) устанавливать палитру только в опредленный момент, когда запись в РУ будет точно произведена; 2) делать кучку OUT (как это обычно и делается); 3) делать два OUT'а, а между ними пихать полезные команды, так чтобы один из OUT точно попал в "полосу записи". Смотри схему видеоадаптера и управляющие сигналы РУ: ^WR и какой то там еще. Насколько я понял у разработчиков была затея отрубать установку цвета в момент отрисовки картинки, но перемудрили... и она также отрубается местами при вертикальном ОХЛ." /Роман Пантелеев/

Q13: "Каков принцип использования режимов 512*256 и 256*256 одновременно?"
A13: "Режимы 512*256 и 256*256 одновременно, первым, насколько Мне известно, применил Sunami, в рекламе своего, так и не вышедшего "Fantastic Dizzy". Принцип реализации невероятно прост - он тот же, что и с мультиколором. Привязываемся (засекаем нужное место) к ходу луча и, в нужный момент, просто переключаем регистр, в котором задается экранный режим. Элементарно. На тот случай, если кто-либо, из читающих эти строки, ничего про "ход луча" не знает, то, вполне возможно, обратить свой взор на ряд давно написанных статей в ряде электронных изданий. Вот список оных:
InVector#04 - ...статья про "ход луча";
Scaner#5... - .....статья "Начинающим";
EM#1....... - статья про "мультиколор." /S.E.S/

Q14: "Как запускать программы с образа диска, если он не системный и эмулятор VE с него не грузится?"
A14: "Я поступаю следующим образом: переименовываю образ диска, с которого нужно запускать программы, в VECTOR.FDD, а затем запускаю любой МикроДОС, который поддерживает работу с дисководом (в разделе приладных программ обозначаются "ABC-drive", как минимум), следующей командной строкой, например: "vector.exe mdos31.rom". После загрузки МикроДОС командой "D" можно вывести содержимое диска на экран, а для запуска необходимо набрать имя файла без расширения. Рекомендуется в настройках эмулятора разрешить использование квазидиска и дисковода, причем дисковод должен быть прописан, как образ - IMAGE" /TIMSoft/

Q15: "Как запускать дисковые программы в эмуляторе VE?"
A15: "С помощью плугина к FARу (см. раздел "УТИЛИТЫ") создать образ диска, поместить программу на образ диска, а затем запустить эмуль так, как это описано в ответе на вопрос Q14." /TIMSoft/


2000-2003 Copyright TIMSoft ВВОД+БЛК