Вопросы, на которые
есть ответы:
Q1: "Что это за процессор КР580ВМ1?"
Q2: "Верно ли, что ПК "Криста-2" совместим с
ПК "Вектор-06Ц?"
Q3: "В чем отличия ПК "Вектор-Старт 1200" и ПК
"Вектор-06Ц?"
Q4: "Как производилась рекомпиляция программ с
MSX?"
Q5: "Как производилась рекомпиляция программ с
ZX-Spectrum?"
Q6: "Правда ли, что для "Вектора" были
написаны вирусы?"
Q7: "Как, используя РС, прочитать магнитофонные
кассеты с программами для "Вектора?"
Q8: "Как записать программу для "Вектора"
на магнитофонную кассету, используя РС?"
Q9: "Чем можно считать образ дискеты под
эмулятор?"
Q10: "По каким адресам располагается
бейсик-программа в памяти?"
Q11: "Как получить картинку в формате SPR?"
Q12: "Почему в ПК "Вектор-06Ц" запись палитры
в 155РУ2 командой OUT 0CH иногда происходит не с
первого раза? Как это можно исправить аппаратно?
Каким образом это было исправлено в
"Вектор-Турбо+?"
Q13: "Каков принцип использования режимов 512*256 и
256*256 одновременно?"
Q14: "Как запускать программы с образа диска,
если он не системный и эмулятор с него не
грузится?"
Q15: "Как запускать дисковые программы в
эмуляторе?"
Вопросы, которые ждут
своих ответов от Вас:
Q1: "Каков формат записи на магнитную ленту в
Бейсике 2.5?"
Q2: "Известно, что в некоторых школах
устанавливался так называемый КУВТ, в который
входила одна EC-ка и учебный класс из нескольких
Векторов. Каким образом были организованы
аппаратная и программная составляющие этой
сети?"
Q3: "Какова история и причины появления ПК
"Криста-2?"
Q4: "Как производилась рекомпиляция программ с
ПК "Специалист?"
Q5: "Какие графические форматы существуют на
Векторе? Какие спецификации этих форматов?"
Q6: "Как к Вектору подключить обычный
PC-монитор?"
Q1: "Что это за процессор - КР580ВМ1?"
A1: "КР580ВМ1 - еще один пpоцессоp без аналогов.
Питание - 5 вольт, система команд чуть шиpе, чем у
КР580ВМ80А, pегистpов на 2 больше, паспоpтная частота
до 5 МГц, паспоpтная адpесация - 128 Кб. Его в свое
вpемя выпускал киевский завод "Квазаp", но с
pазвалом Союза они захиpели и сдохли. Знаю только,
что в связи с отсутствием спpоса на новый
пpоцессоp на Укpаине, последнюю паpтию готовых
чипов они пpосто пустили под пpесс. Еще были слухи
о выпуске ВМ1 в Омске. В "Вектоp" ВМ1
вставляется элементаpно, pаботает очень надежно,
совместимость с ВМ80 после этого- абсолютная. Из
адаптиpованного ПО есть веpсия ДОС Т-34 для этого
пpоцессоpа. Ускоpение основных функций заметно
даже на глаз." /Сергей Терентьев/
Q2: "Верно ли, что ПК "Криста-2" совместим с
ПК "Вектор-06Ц?"
A2.1: "Криста-2" это клон "Вектора", правда
там есть некоторые аппаратные отличия. Например
палитра цветов там фиксированная и не поддается
перепрограммированию. В комплекте с
"Кристой" идут несколько игровых программ,
"Йети", "Тетрис", "Лабиринт",
"Конфети" и они совсем по другому выглядят
на "Векторе" (в смысле цвета). Плюс к этому
"Криста" имеет третий видео режим 1024 на 256
точек при 1-ом цвете (правда я не разу не видел
этот режим в действии), а в остальном это тот же
"Вектор", правда клавиатура там менее
удобная." /Юрий Сергиенко/
A2.2 "Информация из интервью с Дмитрием
Платоновым (автор Mine Sweepera) в Вектор-USER 17 - 3
серьезных отличия "Вектора" и
"Кристы-2": 1) Fтакт=2.5 МГц, 2) зашитая в ПЗУ
палитра, 3) в режиме высокого разрешения точки
сдвигаются в другую сторону. Ну еще всякие мелочи
(по материалам омского Гепарда) - имелся свой
формат записи на МЛ (вместо ROM, как я понял, без
дублирования), другой корпус, другая клавиатура,
другой блок питания. Насчет аппаратно
реализованного 1024*256 (пусть и в монохроме) - НЕ
ВЕРЮ!!!" /Иван Городецкий/
Q3: "В чем отличия ПК "Вектор-Старт 1200" и ПК
"Вектор-06Ц?"
A3: "Известные особенности "Вектор-Старт
1200" - 8 кб ПЗУ с зашитым там подобием BIOSа и вроде
даже монитором-отладчиком, палитра прошита в ПЗУ
(32 разных палитры)" /Иван Городецкий/
Q4: "Как производилась рекомпиляция программ с
MSX?"
A4: "Много игр, адаптированных с MSX на ПО
"СЧЕТМАШ" так не увидели свет. Знаю точно,
что была полуработающая версия Kung-fu, которую не
выпустили, как я понимаю, из-за тормознутости. На
самом деле, я общался с Темиразовым и он мне
поведал как передирались игрушки - код
дизассемблировался обычным Z-80 дизассемблером,
затем команды Zilog-а которых не было на 8080
подменялись макросами либо подпрограммами, ну и
соответственно перехватывалось обращение к MSX
железу и аналогично обрабатывалось. После всех
этих прцедур игры жутко тормозили и их
приходилось оптимизировать. Учитывая богатые
возможности MSX в плане графики (наличие
аппаратной поддержки sprait-ов, более простая и
шустрая видеопамять, да и процессор помощнее и
выше тактовая частота) сделать это было не очень
просто, поэтому свет увидели наболее простые из
них. По моему мнению, больше надо было драть с ZX -
железка попроще." /Стас Бергич/
Q5: "Как производилась рекомпиляция программ с
ZX-Spectrum?"
A5: "Для перекомпиляции инструкций Z80 в КР580
Юрием Макринским и Владом Федоровым был создан
пакет TRANSLATOR, информация о котором есть в
Вектор-USERах ?20,?21. С помощью пакета они перенесли
со Spectruma "Chess Master", "West Bank", "Jumping Jack",
а позже может и еще какие-нибудь." /Иван
Городецкий/
Q6: "Правда ли, что для "Вектора" были
написаны вирусы?"
A6: "Было в свое время два вируса. Утверждать не
буду, но говорили, что их родина г.Киров."
/Дмитрий Карпов/
Q7: "Как, используя РС, прочитать магнитофонные
кассеты с программами для "Вектора?"
A7: "В разделе этого сайта "РС утилиты - Чтение
с магнитной ленты" лежат программы "rrkwin32",
"rkv2v06c" и на сайте Юрия Вощикова утилита
"wav2rom". Утилита "rrkwin32" позволяет через
LineIn-вход Sound Blaster-а получить с магнитной ленты
бинарный файл-образ программы (в том виде, в каком
она была записана - с преамбулой, заголовком,
именем файла, контрольными суммами и т.п.), а с
помощью конвертора "rkv2v06c" можно извлечь из
полученного образа сам бинарный код программы.
Также можно записать файл с магнитофонной
кассеты в формат WAV при помощи любой программы
для звукозаписи (например "Sound Forge"), а затем с
помощью утилиты "wav2rom" преобразовать WAV-файл
в формат ROM." /Александр Тимошенко/
Q8: "Как записать программу для "Вектора"
на магнитофонную кассету, используя РС?"
A8: "С помощью плугина к FARу создаешь образ FDD,
копируешь на него нужные файлы + файлы типа
saverom.com, savebas.com, savemon.com и т.п. Запускаешь эмулятор
VE27a с этим образом и сохраняешь утилитками saverom,
savebas, savemon все что угодно. Магнитофон подключается
к Sound Blaster-у. Кстати, лучше использовать дискету, а
не образ диска..." /Евгений Луговой/
Q9: "Чем можно считать образ дискеты под
эмулятор?"
A9: "Считать образ диска можно с помощью
программы MST - лучше ещё не придумали." /Артем
Навалон/
Q10: "По каким адресам располагается
бейсик-программа в памяти?"
A10: "В ИВ Вектор-USER N 10 Е.Филиппов писал про BASIC 2.5:
0026h dw - адрес начала программы (по умолчанию = 4301h);
4043h dw - то же самое; сразу после программы область
данных: 4045h dw - адрес начала простых переменных;
4047h dw - адрес начала массивов; 4049h dw - конец области
данных." /Иван Городецкий/
Q11: "Как получить картинку в формате SPR?"
A11: "На сайте Романа Пантелеева в разделе
"Утилиты" лежат две программы: SAV2SCR.EXE -
извлекает из файла сохранения эмулятора VE
графическое содержимое экранных плоскостей и
записывает в файл формата SCR; SCRFIXER.EXE - преобразует
файл формата SCR в SPR. Таким образом при помощи этих
программ можно делать скриншоты любых программ
Вектора. Для того чтобы преобразовать картинку
формата BMP в SPR я нашел свой (совершенно
неправильный, расскажите правильный, если
знаете) способ: открыть BMP-файл при помощи вьювера
BMP в версии эмулятора VE2.8, затем сохранить
состояние клавишей F6, а затем сделать обработать
его утилитами SAV2SCR.EXE и SCRFIXER.EXE." /Александр
Тимошенко/
Q12: "Почему в ПК "Вектор-06Ц" запись палитры
в 155РУ2 командой OUT 0CH иногда происходит не с
первого раза? Как это можно исправить аппаратно?
Каким образом это было исправлено в
"Вектор-Турбо+?"
A12.1: "По поводу необходимости многократно
заносить код цвета в порт 0Сh (кстати зачем
использовать 0Dh-0Fh? - Чем плох 0Ch?). Насколько Мне
известно, это необходимо из-за каких-то
аппаратных особенностей
"Вектор"-а,причем,вполне вероятно, что для
"Вектор"-ов одного производителя может
требоваться меньшее количество занесений,нежели
для другого - такая вот информация ходила одно
время - на данный момент подробности и
правильность инфы, касательно разных компов,
неизвестна." /S.E.S/
A12.2 "Это подправлено аппаратно в
"Вектор-06ц.02". Программно - никак. Когда идет
вертикальный ОХЛ (а палитру обычно именно в этот
момент и програмят) у РУ'шки хитро выставляется
режим - и поэтому в некоторые моменты она не
записывает данные. Выхода три:
1) устанавливать палитру только в опредленный
момент, когда запись в РУ будет точно
произведена; 2) делать кучку OUT (как это обычно и
делается); 3) делать два OUT'а, а между ними пихать
полезные команды, так чтобы один из OUT точно попал
в "полосу записи". Смотри схему
видеоадаптера и управляющие сигналы РУ: ^WR и
какой то там еще. Насколько я понял у
разработчиков была затея отрубать установку
цвета в момент отрисовки картинки, но
перемудрили... и она также отрубается местами при
вертикальном ОХЛ." /Роман Пантелеев/
Q13: "Каков принцип использования режимов 512*256 и
256*256 одновременно?"
A13: "Режимы 512*256 и 256*256 одновременно, первым,
насколько Мне известно, применил Sunami, в рекламе
своего, так и не вышедшего "Fantastic Dizzy".
Принцип реализации невероятно прост - он тот же,
что и с мультиколором. Привязываемся (засекаем
нужное место) к ходу луча и, в нужный момент,
просто переключаем регистр, в котором задается
экранный режим. Элементарно. На тот случай, если
кто-либо, из читающих эти строки, ничего про
"ход луча" не знает, то, вполне возможно,
обратить свой взор на ряд давно написанных
статей в ряде электронных изданий. Вот список
оных:
InVector#04 - ...статья про "ход луча";
Scaner#5... - .....статья "Начинающим";
EM#1....... - статья про "мультиколор." /S.E.S/
Q14: "Как запускать программы с образа диска,
если он не системный и эмулятор VE с него не
грузится?"
A14: "Я поступаю следующим образом:
переименовываю образ диска, с которого нужно
запускать программы, в VECTOR.FDD, а затем запускаю
любой МикроДОС, который поддерживает работу с
дисководом (в разделе приладных программ
обозначаются "ABC-drive", как минимум), следующей
командной строкой, например: "vector.exe mdos31.rom".
После загрузки МикроДОС командой "D" можно
вывести содержимое диска на экран, а для запуска
необходимо набрать имя файла без расширения.
Рекомендуется в настройках эмулятора разрешить
использование квазидиска и дисковода, причем
дисковод должен быть прописан, как образ - IMAGE"
/TIMSoft/
Q15: "Как запускать дисковые программы в
эмуляторе VE?"
A15: "С помощью плугина к FARу (см. раздел
"УТИЛИТЫ") создать образ диска, поместить
программу на образ диска, а затем запустить эмуль
так, как это описано в ответе на вопрос Q14."
/TIMSoft/
|